Мотоблок — одноосный агрегат, с силовой установкой, двигателем внутреннего сгорания. Он выполняет
сельскохозяйственные работы с помощью навесного оборудования.
Мотокультиватор похож по конструкции на мотоблок, но основное его предназначение — культивация
почвы фрезами, на небольших участках земли, до 6 соток.
Главное отличие мотоблока от мотокультиватора — возможность использовать в работе навесные
приспособления для решения различных задач в любое время года:
- Культивация, вспашка и окучивание почвы;
- Посадка и уборка картофеля (корнеплодов);
- Кошение травы;
- Перевозка грузов;
- Уборка территории летом с помощью роторной щетки;
- Уборка снега зимой с помощью отвала либо роторного снегоуборщика.
В базовую комплектацию мотоблока входит сам аппарат на транспортировочных колесах и комплект фрез
для культивации. Дополнительное навесное оборудование приобретается отдельно.
1 особенность — класс мотоблока
Мотоблоки условно подразделяют на классы: легкий, средний и тяжелый.
- Мотоблоки легкого класса мощностью до 6 л.с. и массой до 90 кг. Предназначены для ухода за
клумбами и обработки цветников, работы в теплицах, окучивания и нарезки борозд.
- Средний класс мотоблоков отличает масса от 90 до 120 кг, мощность силовой установки от 6 до
10 л.с. Мотоблок среднего класса способен справиться: с культивированием почвы, окучиванием,
выкапыванием и посадкой корнеплодов.
- Тяжелый класс мотоблоков обладает внушительной массой от 120 до 180 кг и мощностью в 10-15
л.с. Мотоблоку тяжелого класса под силу вышеперечисленные задачи, но еще он способен
справиться с более твердой почвой и ему доступна большая глубина обработки. Подойдет для
перевозки грузов, уборки территории, как летом, так и зимой.
2 особенность — тип двигателя
Мотоблоки оснащаются бензиновыми и дизельными силовыми установками.
Мотоблоки с бензиновыми двигателями наиболее распространены; они надежны и легки в обслуживании.
Имеют наибольший спектр моделей по мощности и представлены во всех классах.
Дизельный движок превосходит бензиновый по тяге и обладает низким расходом топлива. Дизельные
двигатели на мотоблоках как правило с воздушным, но встречаются модели и с жидкостным
охлаждением. Дизельные мотоблоки уступают бензиновым в надежности и требуют больше затрат на
техническое обслуживание.
По надежности, и как следствие, доверию пользователей, первое место занимают мотоблоки с
американскими BRIGGS&STRATTON и японскими HONDA, SUBARU силовыми установками, несмотря на то,
что собираются они на производствах в Китае.
Двигатели китайских производителей LIFAN и HUTER по качеству уступают именитым брендам, но они
ощутимо дешевле.
3 особенность — тип сцепления
Большинство мотоблоков имеют ременное или дисковое сцепление.
В конструкции ременного сцепления редуктор соединяется с двигателем ремнем или цепью. Такой тип
трансмиссии прост с конструктивной точки зрения и требует минимального технического
обслуживания. Износ ремня не недостаток, а конструктивная особенность. Приводной ремень стоит не
дорого и меняется за минуты.
При дисковом типе сцепления редуктор соединяется с силовой установкой через один или несколько
дисков.
Дисковое сцепление обладает высокой надежностью, выдерживает большие нагрузки, обеспечивает
плавность хода мотоблока. Дисковое сцепление бывает сухого типа или в масляной ванне, последнее
наиболее надежно. Минусы дискового типа сцепления — конструкция сложнее и стоимость выше чем у
ременного типа.
4 особенность — размер участка
Чтобы мотоблок не подвёл в разгар сезона, выбирайте агрегат с достаточным запасом рабочего
ресурса, сопоставьте площадь предстоящих работ с техническими характеристиками.
- Для обработки участка площадью 6-10 соток подойдет мотоблок легкого класса.
- Работы на площади от 10 до 40 соток потребуют большей мощности и надёжности двигателя и
основных узлов. Рассмотрите к покупке мотоблок среднего класса.
- Когда стоит задача обработать участок от 40 до 80 соток, смело выбирайте тяжелый мотоблок,
поскольку необходим серьезный запас мощности при таких объемах работ.
5 особенность — вид работ
Выбирая мотоблок, вы рассчитываете на универсальность этой машины, но при работе с навесным
оборудованием стоит обратить внимание на особенности конструкции.
Некоторые мотоблоки имеют вал отбора мощности (ВОМ) в мотоблоке отвечает за работу механической
оснастки в навесном и прицепном оборудовании. Навесное оборудование устанавливается как
напрямую, так и с помощью передаточных механизмов: ремней, карданов и редукторов.
- Для пахоты плугом и транспортировочных задач предпочтительнее выбрать мотоблок с дисковым
типом трансмиссии.
- Чтобы пахать плугом потребуется агрегат массой 100 кг с установленными грунтозацепами
(металлические колёса), в противном случае, мотоблок будет пробуксовывать.
- Чтобы использовать мотоблок в транспортировочных целях, нужно обзавестись специальной
тележкой и предусмотреть мощность двигателя под нагрузки. Для перевозки грузов до 300 кг.
подойдет мотоблок с мощностью двигателя 4-6 л.с.; до 500 кг — от 7 л.с.; до 1000 кг — от 10
л.с.
- Мотоблоки с ременным сцеплением лучше подойдут для работы с активным навесным оборудованием:
роторной косилкой, картофелекопалкой, роторной снегоуборочной насадкой.
- Для кошения травы с помощью роторной косилки, выбирайте мотоблок с ременным приводом,
мощностью не ниже 7 л.с. При такой мощности роторная косилка будет работать стабильно, без
избыточной нагрузки на двигатель.
- Ременный привод предотвратит перегрузку агрегатов и поломку при случайном заклинивании или
попаданию на твердые предметы.
братите внимание на сопряжение мотоблока с навесными агрегатами, и требуются ли дополнительные
переходники и адаптеры.